Что делать?
19 марта 2019 г.
Поменять роль и место прокуратуры
12 ИЮНЯ 2017, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Изначально прокуратура в России создавалась как «око государево», как служба внутренней безопасности царя. В Австрии, Франции, Германии история создания прокуратуры была схожей. Но революции, разделение властей и торжество демократии в этих странах сделали прокуратуру более цивилизованной, стоящей, скорее, на страже закона, чем интересов исполнительной власти. Иное дело Россия. При коммунистах прокурор был проводником репрессивной политики КПСС. А сегодня, по мере формирования в России мафиозного авторитарного строя, прокуратура превратилась в стоящее над законом опричное сословие. Сегодня никого не удивит прокурорский работник, безнаказанно ездящий пьяным за рулем по нашим дорогам. Правозащитные мониторинги содержат массу примеров репрессий против честных сотрудников ДПС, которые пытались привлечь к ответственности таких «охранителей законности».

Главное для нынешней российской прокуратуры — политический заказ президента, она — политическое оружие в руках мафиозной власти. При массовых нарушениях избирательного законодательства и конституционных прав избирателей не было ни одного случая вмешательства прокуратуры для предотвращения этих нарушений. Зато прокуратура с рвением трясет т.н. «иностранных агентов» – НКО, которые стремятся привить нашему обществу европейские нормы политического поведения, культуру гражданского участия.

Разумеется, изменения в работе прокуратуры, как и в работе всей правоохранительной системы, произойдут лишь при радикальном изменении существующей политической системы. Пока господствует системная коррупция, сохраняется мафиозный характер исполнительной власти, отсутствует реальное разделение властей, никакие сущностные реформы правоохранительных органов не возможны.

И все же целесообразно уже сейчас обсуждать наиболее приемлемую для России модель прокуратуры. Стоит за образец взять роль и организацию прокуратуры Италии (при условии независимости суда от исполнительной власти). Это может переломить порочную российскую традицию, в которой прокуратура — «око государево» и выполняет распоряжения начальника. В Италии органы прокуратуры не имеют иерархического подчинения и приближены к населению и местной власти. Для федеративного российского государства, если когда-либо наш федерализм у нас станет реальностью, это очень актуально

Прокуратура в Италии.

Италия — образец четкого разделения органов прокуратуры и органов исполнительной власти. Прокуратура в Италии входит в судебную систему, хотя в рамках этой системы она имеет иные функции, нежели суды, с которыми она связана. Прокурор – член судейского корпуса. Прокуроры назначаются Верховным советом судей пожизненно и могут быть судьями. И наоборот, судьи могут переходить на работу на прокурорские должности.

Как уже отмечалось в итальянской модели прокуратуры отсутствует иерархическая лестница. Каждый прокурор в пределах своей компетенции независим и пользуется полной автономией. Только когда прокурор города не подчинен областному, не может быть уволен приказом свыше, он может возбудить уголовное дело против премьера Берлускони! Разве можно представить себе нечто подобное в России? Может ли наш районный прокурор возбудить уголовное дело против фактического владельца особняка Димона по факту коррупции? Утопия!

Принцип законности требует обязательного преследования судебным порядком. Поэтому решение о мерах принуждения принимает следственный судья. Когда следствие завершено, прокурор передает дело судье предварительного слушания, который решает, достаточно ли доказательств для выдвижения обвинения или от обвинения следует отказаться. Фактически прокуроры осуществляют свои досудебные функции под контролем суда. 

Прокурор не имеет права отказаться от обвинения. Он может просить суд вынести оправдательный приговор, но судья волен согласиться или не согласиться, оценив доказательства. Прокуратуру в Италии, скорее, принято считать «органом правосудия», а не стороной в уголовном процессе, поскольку прокуроробязан в ходе предварительного следствия получить все доказательства как оправдательного, так и обвинительного характера.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор обращается только к закону и к своей совести, которая должна быть свободна от сторонних указаний и условностей. Расследуя уголовное дело, прокуратура опирается на аппарат своего ведомства в виде офицеров и агентов судебной полиции. Однако в случае необходимости прокуратура вправе делегировать свои полномочия по расследованию специальному, находящемуся в ее подчинении отделу, к которому приписаны офицеры и агенты, принадлежащие государственной полиции, армии карабинеров и «Ла Гуардия ди Финанца» (Финансовой гвардии).

Прокуратура по своей инициативе имеет право и обязана изучить любой факт, который может вызвать подозрение в совершении преступления. По результатам этого изучения, носящего предварительный характер, прокурор может принять решение о начале предварительного дознания. Дознание прокурора проводится с соблюдением всех процессуальных норм.Во всех проверочных действиях прокуратуры может участвовать адвокат.

Среди следственных действий, осуществляемых прокуратурой, большое значение имеют инспекции (досмотры), обыск лиц и жилых помещений, секвестры, прослушивание телефонных переговоров и разговоров подозреваемых в совершении преступления лиц. В этих действиях имеет право участвовать адвокат. В некоторых случаях, например, при проведении обысков и секвестров, которые считаются «внезапными следственными действиями», предварительное уведомление защитника не требуется, но он может присутствовать в ходе проведения прокурором этих следственных действий.

Весьма жесткие ограничения существуют на проведение прокурором или уполномоченным им лицом прослушивания и перехвата. Такие действия могут осуществляться только в связи с расследованием преступлений, за которые предусматривается наказание в виде пожизненного заключения или тюремного заключения сроком свыше пяти лет. Прослушивание возможно в случаях расследования дел, связанных с оружием, наркотиками; с нанесением оскорбления, обиды; с причинением беспокойства гражданам по телефону. Прокурор дает полиции разрешение на проведение указанных действий, но сам обязан получить на это согласие судьи в течение 24 часов после начала перехвата (прослушивания). Если это требование будет нарушено, то вся информация, полученная после указанного срока, теряет процессуальную ценность.

В последние годы в связи с развитием транснациональной преступности значение органов итальянской прокуратуры в обеспечении правопорядка возрастает, их функциональные обязанности выходят за рамки конкретных уголовных дел и прокурор приобретает полномочия в определении политики в уголовно-правовой сфере.

* * *

Итальянская модель прокуратуры в наибольшей степени подходит для России.Если такая модель принята в Италии – унитарном государстве, то тем более такая модель годится для нашей федерации.


Фото: Россия. Москва. 14 марта 2017. Перед началом заседания коллегии Генпрокуратуры РФ. Михаил Метцель/ТАСС













РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В российском государстве не должно быть самодержавия!
13 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россия — государство авторитарное, самодержавное, с монопольной властью президента. Президент у нас мало чем отличается от царя. Но для большей части россиян авторитаризм, монархизм, диктатура, «карманный» суд и произвол власти — явления привычные, корнями уходящие в историю народа. Теплится у людей только надежда на чудо, на доброго царя-президента, который будет подписывать указы и законы не ради выгоды своих друзей и опричников, а для пользы простого народа. Но скромные авторитарные правители, думающие прежде всего о своем народе, как ЛИ Куань Ю, к сожалению, встречаются крайне редко.
Гражданский долг по нашему и по европейски
13 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Российское общество много веков зиждется на пассивности людей, управляемых своекорыстной элитой. Те, кто пытался отстоять свои интересы, в глазах современников выглядели опасными смутьянами: что господам можно, то холопам запрещено. Существует представление, будто верховная власть – от Бога или, лучше сказать, наместник Бога на земле. При этом царь хороший, а бояре плохие. В России люди привыкли ругать власть на кухнях и писать царю челобитные.
Тернистая дорога к справедливому суду
12 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как показывают исследования Левада-Центра, большинство россиян предпочитает иметь во главе страны правителя «от Бога» (не важно, как его называть — фараоном, царем или несменяемым президентом), не подчиненного ни парламенту, ни результатам выборов. Мы до сих пор не ушли от средневекового и советского сознания, живем в условиях «силовой цивилизации», где закон, «что дышло», а указание начальства важнее  закона. На страже авторитарного правления стоят многочисленные  «опричники» и суд, лояльный президенту.
Чему учить? Кому учить? Как учить?
4 МАРТА 2019 // ИОСИФ СКАКОВСКИЙ
Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть IV (дайджест)
4 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
  Инклюзивные политические и экономические институты не появляются из ниоткуда. Часто они возникают на фоне серьёзного конфликта тех, кто поддерживает экономический рост, и тех, кто на тот момент обладает политической властью. Инклюзивные институты зарождаются при наступлении исторических точек перелома, таких как Славная революция в Англии — то есть тогда, когда определённые факторы приводят к ослаблению правящих кругов и усилению оппозиции и в результате возникают стимулы для построения более плюралистического общества.
Что творят наши правители?
1 МАРТА 2019 // ВАЛЕРИЙ СОЛОВЕЙ
«Что они творят?!» — весьма распространенная оценка действий российского руководства. Его поступки зачастую кажутся странными и непонятными не только широкой общественности, но и экспертам. Между тем, за ними стоит логика специфического стиля мышления, пусть даже изначальная аксиоматика этой логики кажется сомнительной. Итак, три источника и три составные части мышления правящей группы российской элиты: традиционная российская стратегическая культура; профессиональная социализация данной группы; индивидуальный профиль президента Путина и субкультура его ближайших соратников.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть III (дайджест)
26 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Промышленная революция повлияла на все сферы английской экономической жизни. Этот динамичный процесс начался благодаря институциональным изменениям, берущим начало в Славной революции. После 1688 года всё больше средств вкладывалось в строительство каналов и платных дорог. Эти инвестиции снижали стоимость транспортных услуг и явились важным условием для начала промышленной революции.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть II (дайджест)
20 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
В 1346 году бубонная чума, «чёрная смерть», достигла генуэзской колонии Тана в устье реки Дон на Азовском море. Чума, переносчиками которой были жившие на крысах блохи, пришла в Европу из Восточной Азии вместе с товарами, которые шли по великой трансазиатской торговой артерии — Шёлковому пути. Весной 1348 года она распространилась по Франции, Северной Африке и Италии и убивала примерно половину населения каждой территории, которой она достигала.
Почему одни страны богатые, а другие бедные
18 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Мы живём в мире, полном неравенства. Различия между разными странами напоминают различия между двумя частями Ногалеса (город, разделённый границей между Мексикой и США), только в большем масштабе... Причина того, что Ногалес, штат Аризона, гораздо богаче, чем Ногалес, штат Сонора, проста: совершенно разные институты по обе стороны границы создают совершенно разные стимулы для граждан. Соединённые Штаты гораздо богаче Мексики или Перу благодаря стимулам, которые их институты, и политические, и экономические, создают для граждан, бизнесменов и политиков.
Будущее России в ее прошлом
18 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ КОН
Если идти вперед, глядя назад, ты даже на ровном месте будешь спотыкаться и падать. Но это верно лишь для тех, кто куда-то идет. Тем же, кто бродит по цепи кругом, будущее не сулит ничего нового. Давно сказано, что у России непредсказуемое прошлое, потому что ее историю постоянно переписывают в интересах меняющихся начальников (достоверно известно, что Иван Грозный собственноручно редактировал русские летописи). Зато в нем кристально ясно отражается наше будущее. Если не считать всем известных Дорог и Дураков, в российской истории четыре константы: Славное Прошлое, Плохие Соседи, Мудрый Вождь и Светлое Будущее.